Художественный авангард Образы Италии XXI века Формообразование в дизайне Геррит Ритвельд Советский дизайн Кандинский Василий Васильевич Супрематизм Казимира Малевича Эль Лисицкий Арт Нуво

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Татлин Владимир Евграфович (1885-1953 гг.)

Выдающийся художник, родоначальник художественного конструктивизма, сценограф. Родился в семье инженера-технолога. Учился в Харьковском реальном училище, затем в Пензенском художественном училище (1905-1910 гг.). Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В к. 1900-х сближается с отечественными авангардистами М.ФЛарионовым, Н.С.Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А.Е.Крученых и др. Татлин быстро выдвинулся среди авангардистов; летом 1912 организовал в Москве студию, в которой занимались многие левые художники. В 1919-1920 гг. спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения - памятника III Интернационалу, ставшего символом движения "конструктивизм". Организатор художественного общества "Союз молодежи". Организатор программных выставок левых художников. Преподаватель ВХУТЕМАСа (деревообделочный факультет). В последние годы работал как художник театра.

Три направления дизайнерской деятельности Татлина в конце 20-х годов имеют важную особенность: деревянные вещи, посуда и летательные аппараты. Форма их зависит от неосредственного соприкосновения с человеком. Это стул и санки, это керамический поильник и Летатлин - летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека, лежащего внутри аппарата.

В.Татлин. Летательный аппарат "Летатлин".

Внешний вид, детали креплений.

Высокая технологичность. Развитие промышленности в условиях рынка требует постоянного обновления производства, поиска новых неординарных решений, ведущих к повышению потребительских качеств выпускаемой продукции, снижению ее стоимости.

Для решения этих задач идет непрерывный поиск и внедрение в производство новых и более совершенных материалов и технологий. Дизайнеру в этом процессе отводится особая роль - он должен осуществить перевод всех этих технических достижений на художественный язык дизайн-форм. Все это предъявляет повышенные требования к работе дизайнера на современном производстве, его знаниям и профессиональным навыкам. Он должен быть не только в курсе самых последних достижений в области своей профессиональной деятельности, но и быть на острие прогресса и знать современные веяния моды в области художественного формообразования. Необходимо и детально освоить внедряемые в производство новые технологии, которые порой могут кардинально повлиять как на сам процесс конструирования, так и на конечную форму проектируемого изделия.

Влияние новейших технологий и материалов на художественное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в. Это привело даже к появлению в архитектуре и предметном творчестве нового художественно-стилевого направления, которое и получило название "хай-тек" - стиль высоких технологий, принесший с собой новые материалы, новые принципы построения художественной формы.

Новаторство. Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди  других видов проектно-художественной деятельности, является его ориентация на инновации. Законы рынка требуют постоянного поиска быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение максимального экономического эффекта. Поэтому современная дизайнерская деятельность связана с узкой специализацией в определенной области, глубоким анализом ситуации, всесторонним изучением объекта проектирования. Дизайнеру, в особенности индустриальному дизайнеру, приходится быть новатором и изобретателем, создавая принципиально новые, зачастую даже не имеющие аналогов, вещи.

Отсутствие традиций. Использующий новейшие технологии и материалы, ориентированный на современность и изменчивую моду индустриальный дизайн не имеет ярко выраженной национальной принадлежности, законы рынка делают его интернациональным, принадлежащим широким кругам потребителей. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, где исторические традиции чтятся, оберегаются и имеют зачастую первостепенное значение, в дизайне они не только отступают на второй план, но часто отсутствуют вовсе. О каких традициях можно говорить, если создаются кардинально новые изделия, не имеющие аналогов по функции, конструкциям и примененным материалам и технологиям. О традициях в дизайне можно говорить скорее применительно к традициям формообразования той или иной фирмы, ее фирменном стиле на рынке.

Индустриальность. Известной проблемой массового индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой продукции, и вследствие этого возникает опасность однообразия внешнего вида изделий. На помощь индустриальному дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет использование различных цветофактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделий, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Дизайн одежды и прически, графический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн, веб-дизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти. 

 

История искусства