Художественный авангард Образы Италии XXI века Формообразование в дизайне Геррит Ритвельд Советский дизайн Кандинский Василий Васильевич Супрематизм Казимира Малевича Эль Лисицкий Арт Нуво

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Супрематизм Казимира Малевича.

Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем для определения абстрактных композиций, впервые представленных им в декабре 1915 года на последней футуристической выставке картин "0, 10" (ноль, десять) в Петрограде. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem" образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосходство", "доминирование".

Движение супрематизм полностью игнорировало реальность изображаемого объекта, что являлось выражением протеста против натурализма в искусстве. Сторонники Малевича сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некое трансцедентное пространство, "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики.

Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отходить на второй план. Следующий шаг привел к формированию объемов, которые "выводили" супрематизм в архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности.

Малевич в свою концепцию супрематического преобразования мира, разумеется, включал архитектуру и предметный мир. Но исторически получилось так, что супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, на плакаты, на ткань, на посуду, на предметы туалета, на трамваи, на трибуны и т.д.

Большую роль в выходе супрематизма в объем сыграло творчество Лисицкого. Будучи не только архитектором, но и художником, он, по выражению Хан-Магомедова, стремительно "влетел" в супрематизм и был поглощен им без остатка. В 1919-1921 гг. Лисицкий создает свои "проуны" (проекты утверждения нового) - аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катализатором, ускорившим бурное формирование объемного супрематизма.

Эпоха романтизма в недрах романтической эстетики подготовила основные идеи  не только для реализма Х1Х века, но и нового искусства века 20-го. Романтизм был этапом, в котором впервые очень активно и определенно заявляется право автора на субъективное понимание смысла явлений и на субъективную трактовку образа ( безусловно, в эпоху романтизма трудно говорить в полном смысле слова о «трактовке образа» . Романтики лишь заявили о том, что будет реализовано много позже). И.-В.Гете, пытаясь объяснить сложную ситуацию современности, в одной из своих работ называет существующую эпоху временем обыденной прозы, растворенной в повседневности, где чувственность как основная категория восприятия бытия пришла на смену разуму и воображению предыдущих эпох. Дальше, считает немецкий мыслитель, «только смятение, противоборство и распад». Гете предлагал следующую характеристику эпох духовного развития , как «первичных начал, глубоко рассмотренных и удачно поименнованных»:

Поэзия

Народная вера

Деятельно

Воображение

Теология

Идеальное возвышенное

Священно

Разум

Философия

Разъясняющее снижение

Умно

Рассудок

Проза

Растворение в повседневности

Обыденно

Чувственность

Все вышеописанные «эпохи» предшествовали у Гете хаосу и распаду современности. / См. Гете И.-В. Эпохи духовного развития// Гете И.В. Об искусстве. М.:1975.С.430.

 Вслед за Гете Вагнер предлагал иные пути выхода из ситуации современности в своей теории Gesamtkunstverk, где искусству пришедшему к кризису непонимания, что в значительной мере обусловлено буржуазной гегемонией искусства как «частного дела», сведенного до уровня развлечения, он противопоставлял свое синтетическое понятие, способное привести к единству и забытой экспрессии выражения, черпающей начало в греческой трагедии.../ См. Вагнер Р. Произведение искусства будущего// Вагнер Р. Избранные работы. М.:1978. С.167

Шеллинг Ф. Философия искусства. М.:1985. С. 212-230

Подорога В. Выражение и смысл. М.: 1994.

 

Авангардизм еще здесь.
История искусства