Художественный авангард Образы Италии XXI века Формообразование в дизайне Геррит Ритвельд Советский дизайн Кандинский Василий Васильевич Супрематизм Казимира Малевича Эль Лисицкий Арт Нуво

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944 гг.).

Живописец, график, теоретик, педагог, один из величайших художников XX в. Пионер абстрактной живописи. После окончания юридического факультета Московского университета отказывается от университетской карьеры и неожиданно уезжает в Мюнхен (1896) для изучения искусства в Мюнхенской академии художеств. 1904-1907 гг. изучает европейскую культуру, путешествуя по Италии, Франции, Голландии и Германии. В 1910-1914 гг. создает серию работ, среди которых особое значение имеют "Композиции", в которых художник достиг абсолютного господства цвета. В1911 г. вместе с Францем Марком основывают в Мюнхене группу "Синий всадник" (Der blauer Reiter). В этом же году выходит его капитальный трактат "О духовном в искусстве". С1918г. - член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, преподает во ВХУТЕМАСе. В 1922г. по приглашению Гропиуса становится профессором и заместителем директора Баухауза. Машиностроительное черчение

Василий Кандинский. Эскиз I к "Композиции VII", 1913 г.

Раскачивание, 1925 г.

Подробнее см. David Graven. Abstract Expressionism and Third World Art: a Post-Colonial Approach to American Art// The Oxford Art Journal – 14:1, 1991, p.44-66, а так же Stiff Richard. Performing An Appearance, in Abstract Expressionism: The critical Developments.Buffalo, Albright-Knox Gallery: 1987, а также наиболее интересный анализ истоков амеpиканского абстрактного экспрессионизма в примитивном и народном искусстве индейцев Северной Америки  можно найти в Belgard Daniel. The Avant- Garde and the American Indian // The Culture of SpontaneityThe University of Chicago Press, Ltd. London, 1998.

Идеальное зеркало, о котором мечтал Леонардо да Винчи, являлось парадоксальным тупиком в самом себе. Отражения, как мастерски бы ни были нарисованные - это еще не собственная реальность, а лишь некий суррогат реальности внешней. Леонардо считал, что между трехмерным пространством картины и зрителем должна быть стеклянная стена, но уже маньеризм разбивает эту несуществующую плоскость; тела и предметы в беспорядочном, с точки зрения классики, движении заполняют плоскость и вырываются вперед. Маньеризм переходит грань различающую внешнее и внутреннее. В своих поздних работах Тициан обрушивает на зрителя весь трагизм и тревогу своего времени, он преломляет привычную трактовку образов и являет зрителю уже иную форму переживания художником реальности - не наблюдая, а «вчувствуваясь». Эль Греко доводит подобную субъективность в живописи до невиданной Ренессансу силы. Он соединяет мистику и суровую экстатичность средневековой греко-византийской иконописи с мастерским реализмом итальянской школы. В Италии Пантормо, Россо, Корреджо подобно футуристам ХХ века взрывают спокойную и устойчивую форму искусства: готическая изогнутость, обратная перспектива, необъяснимые источники света, экстатичность, одновременность  разнесенных по времени событий в одной картине - все это свидетельствовало об ином понимании природы искусства. Интересно несколько отчужденное отношение маньеристов к портрету - этому коньку возрожденческих художников - хрестоматийные образы  Пармеджанино холодны и безжизненны. Единственный жанр - портрет, в котором леонардовская «зеркальность» в передаче натуры могла бы иметь место, ибо назначение портрета испокон веков быть похожим, маньеристы доводят до абсурда (вспомнить ту же «Мадонну с длинной шеей» Пармиджанино). Такое странное «обращение» с реальностью долгое время вводило в заблуждение (считалось, что подобные опыты были последствием деградации живописи и потери мастерства) и стало причиной того, что маньеризм как художественное явление был оценен лишь во второй половине ХХ столетия(авт.) 

Шпенглер О. Музыка и пластика// Шпенглер О. Закат Европы.М.:1990.С. 312

Интересно заметить что именно Караваджо зачастую называют «отцом европейского реализма»(авт.) 

Ж.Делез .Сгибы в душе// Ж.Делез. Складка. Лейбниц и барокко. М.:1998.С.140

Имеются ввиду теории об автоматическом в искусстве (авт.)

Романтической идее открытого, разомкнутого, не скованного системой и канонами творчества сопутствовало ощущение еще не измеренной глубины жизни. Но в такой свободе таилась и опасность - недаром еще Гегель окрестил вольность романтического субъекта "безумством самомнения"(авт.)

 

История искусства