Художественный авангард Образы Италии XXI века Формообразование в дизайне Геррит Ритвельд Советский дизайн Кандинский Василий Васильевич Супрематизм Казимира Малевича Эль Лисицкий Арт Нуво

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Художественный авангард в Европе начала XX в. Группа «Де Стейл»

Во время первой мировой войны центр художественного творчества перемещается из Германии и Франции в страны, сохранившие нейтралитет. В Лейдене, в Голландии, группа живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов основала журнал под названием "Де Стейл" (Стиль, 1917 г.). Журнал способствовал развитию нового строгого абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и др. первичными цветами. Эту теорию разработал Пит Мондриан как направление, логически продолжающее кубизм. Архитекторы группы "Де Стейл" развивали эти принципы в работе с объемными формами и трехмерным пространством.

Рождение абстрактного искусства

Промышленная революция подорвала старый порядок. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, культуры подверглись кардинальному пересмотру. Потребность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917 г.) и Германии (1918 г.). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. Теория относительности Эйнштейна, беспроволочный телеграф Маркони, бензиновый автомобиль Венца, воздушные полеты братьев Райт, конвейер Форда, кинематограф. В сфере культуры авангардистские движения XIX в. опрокинули веками складывавшиеся каноны и нормы, разрушили прежние традиционные представления. Художники-авангардисты решительно сжигают мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности. В истории искусства девять лет с 1905 по 1914 гг. оказались крайне плодотворными: совершенно невозможно определить одним понятием все разнообразие направлений и стилей этого периода. Сознавая, что они вступают в новый век, художники более всего стремятся быть современными и оригинальными. Изменение становится движущей силой, обновление - основополагающей целью. Некоторые художники даже датируют свои работы задним числом, чтобы они казались оригинальнее.

В поисках новых путей, художники подвергали сомнению традиционные представления о красоте, форме и пространстве, о сюжете и колорите, они все глубже погружались в природу чувства, интеллекта или чистого разума.

Зарождение современного абстрактного искусства связывают с именем Пабло Пикассо, а точнее с появившейся в 1907 году его работой "Авиньонские девицы", которая была признана первой кубической картиной. Разбивка изображения человеческого тела на составные части на площади холста в своей грубой наглядности выражала принципиально новый подход к живописному изображению.

Решительно изменив традиционное соотношение между трехмерной реальностью и ее изображением на плоскости картины кубисты отказались, от иллюзии пространства как необходимого элемента живописного образа. Постепенно изображение в работах кубистов перестает быть представлением, выражением, символом природы или человека, а становится самоценной вещью.

 Два официальных учреждения по изучению формы и цвета - ГИНХУК и ВХУТЕМАС, УНОВИС в Витебске, многочисленные мастерские и школы(авт.)

Ю. Лотман пишет: «...сама антитеза естественность- условность возникает в эпоху культурных кризисов, резких сдвигов, когда на систему смотрят извне – глазами другой системы(....)причем странное или чужое искусство, играя революционную роль, может восприниматься либо как примитивное, либо как усложненное, но чаще всего оно следствие расширения культурного ареала(...)Первое- происходит пространственное вторжение культур, второе- вторжение культур прошедших эпох..». / Лотман Ю. Искусство в ряду моделирующих систем// Лотман Ю. Об искусстве, М.: 1998.

Grey Camilla. The Russian Experiment in Art 1863-1922 . London.:1962.

Письмо Гончаровой 1912 года// John Bowlt, Russian Art of the Avant-Garde, Theory and Criticism 1902-1934, NY.:1976. P.78 

Александр Шевченко. Неопримитивизм: его теория его возможности, его достижения, Москва. :1913.

Малевич К. Искусство. О субъективном и объективном в искусстве или вообще // Малевич К. Черный квадрат. Спб, 2001

Дискуссии В.Кандинского о связи примитивизма и истинности искусства (См. В. Кандинский О духовном в искусстве)были частью оживленных дебатов о значении художественного творения во всей Европе.

Вторая Всероссийская Выставка Народного Искусства в С. Петербурге, выставка заново открытых и отреставрированных икон, организованная Институтом Археологии в Москве, а также выставка Русского Народного Искусства и Ремесел в Парижском Осеннем Салоне (все выставки 1913 года) имели огромное значение в изменении отношения и в переоценке фольклорного искусства.

 

Попова Л. Вступление к каталогу к 10-й Государственной Выставке “Беспредметное творчество и супрематизм”, Москва, 1919. С.23-26.

Как известно Элиот не был поклонником выказывания Личного в искусстве, считая, что великий артист покидает сковывающие его границы «Я» через безразличное изучение и , даже, повиновение традиции// T.S. Eliot, Tradition and the Individual Talent., in Selected Essays, NY, 1932, 3-11. Electric Library.

Альтман Н. Футуризм и пролетарское искусство// Искусство Комунны, 1918-2.

"…Искусство выходит из границ, в которые его хочет втиснуть время, и указывает содержание будущего…Не все видимо и допустимо или, лучше сказать, под видимым и допустимым лежит невидимое и недопустимое. Мы стоим ныне на пороге времени, перед которым все более ясно обозначается одна – и только одна – ведущая в глубину ступень. Во всяком случае, мы предчувствуем ныне, в каком направлении нога должна искать эту следующую ступень. И это – спасение…/ Кандинский .В. Точка и линия в плоскости // Сб. Синий всадник. М.:1992.

Там же

Бобринская Е. Искусство и воображение масс// Художественный журнал, 2001-36.

 

velux окна мансардные
История искусства